Жидкое мыло в древнем мире

29 января 2019

Для древнего человека понятия «гигиена» не существовало. Окунуться в чистую реку, обтереться песком, да пучком сухой травы – вот и весь незамысловатый ритуал нашего далёкого предка. Да и представить невозможно такую, например, картину – возвращается какой-нибудь кроманьонец с успешной охоты на мамонта. И вот он, решив «принять душ», подходит к чистому ключевому источнику, бьющему из земли, а рядом в скале, установлен аккуратный дозатор для жидкого мыла. Пара нажатий на диспенсер для мыла, и вот на ладони нашего кроманьонца густое, запашистое, переливающееся всеми цветами радуги жидкое мыло. Сегодня с ароматом кедра. Кроманьонец, громко ухая, подставляет ладони под водяной источник. Жидкое мыло пенится, и наш герой с радостью удаляет с тела следы славной охоты. Затем он берёт заранее приготовленные его кроманьонской женой бумажные полотенца и удаляет оставшуюся влагу. «Надо бы ещё сушилку для рук установить, – думает он, - да всё никак руки не доходят. Как электричество дотянут, сразу прикуплю. Ведь сушилка для рук – незаменимая в хозяйстве вещь!»

Затем наш герой орошает всё окружающее пространство, используя ароматический освежитель воздуха, и уходит к себе в пещеру немного поужинать мясом добытого мамонта. Кадры из какого-то историко-фантастического фильма? Рекламный ролик о средствах гигиены и инвентаря для уборки? Да, это так!

А ведь, историки утверждают, что в похожем для нас виде мыло появилось в Южной Месопотамии только около 3 тысяч лет до нашей эры. На найденных древнешумерских глиняных табличках специалисты-историки расшифровали тексты, датируемые примерно 2200 годом до нашей эры. И тексты эти – не что иное как рецепты приготовления мыла, в том числе и жидкого мыла.

Согласно легенде слово soap (мыло) появилось благодаря названию древнеримской горы Сапо. На склонах этой горы происходили божественные жертвоприношения. Когда жертвенных животных сжигали, то животный жир постепенно скапливался и смешивался с золой костровища. Дождь смывал получившееся соединение к берегам Тибра, где оно смешивалось с чистейшей природной глиной. Наблюдательные римские женщины, конечно, заметили, что бельё, которое некоторое время лежало на береговой глине, впоследствии намного лучше отстирывалось. А так как береговая глина была смешана с водой и напоминала скорее гель, то можно сказать, что римские женщины при стирке использовали именно жидкое мыло, – вот такое историческое почти открытие получается!

Со временем изготовление мыла стало обычным ремеслом. Древнеримские ремесленники-мыловары стали добавлять к вышеописанным ингредиентам соль и соду, из-за чего мыло приобрело привычное сегодня для нас свойство – стало пениться. Самым дешёвым было обычное твёрдое кусковое мыло, которое использовали, например, при стирке одежды. А вот патриции использовали жидкое мыло, основой которого была древесная зола и сода и в которое добавлялись различные отдушки, придающие продукту аромат можжевельника, винограда или, скажем, жасмина. Такое мыло было относительно дорого, поэтому в Древнем Риме им пользовалось в основном богатое сословие – патриции, которые имели достаточно денег для покупки различных средств гигиены. Именно в гигиенических, а также косметических целях использовали они жидкое мыло, с помощью которого не просто умывали руки и лицо, вытирая их бумажными полотенцами, но также укладывали волосы, а некоторые, особо ушлые лекари, применяли, как они утверждали – «специальное жидкое мыло», при лечении кожных болезней.

Самый, пожалуй, известный древнеримский учёный Гален в начале новой эры описал состав мыла, который использовался затем на протяжении нескольких веков. В его состав, как обязательные ингредиенты, входили жир, зола, соль, и вода. Также Гален описал технологию приготовления мыла, при которой жиры подвергались так называемому «омылению».

Но у всех империй наступает закат. Пала и Римская, казавшаяся современникам вечной, империя. Рим несколько раз был разрушен, дворцы римской знати разграблены и сожжены. Цветущие сады вырублены. И там где ещё вчера изящная эфиопская служанка, используя инвентарь для уборки, смахивала губкой или щёткой с мраморных статуй древнюю пыль, сегодня крушил вековую красоту дикий варвар.

Передовые римские технологии оказались ненужными и вскоре были забыты. Пришёл конец и мыловарению, действительно, – зачем дикарю жидкое мыло? Оно ненужно. Оно смешно и нелепо, как и в случае с кроманьонцем из рекламного ролика, о котором мы рассказывали в самом начале.

Понятие о личной гигиене отпало за ненадобностью. В Европе наступило «чёрное время» Готики. Природное, натуралистическое мировоззрение сменилось тёмными христианскими временами. Философия больше не была доминирующей сферой культуры, на смену ей пришла религия. На смену космоцентризму пришёл теоцентризм, наука приобрела спиритуалистический характер.

На месте великолепных античных дворцов, выросли остроконечные стены готических замков-городов. Антисанитария в средневековых городах приводила ко многим жутким болезням и способствовала распространению чумы. И всё это происходило на фоне вакханалии средневековой церкви, когда монахи-инквизиторы безжалостно преследовали за любое внимание к своему телу. Средства гигиены считались ведьминскими снадобьями.

Известен случай, когда некий лекарь, прочитав римские книги, смог получить душистое жидкое мыло. «Неестественные» запахи, доносившиеся со стороны жилища лекаря, привлекли внимание «папского ока». Лекаря взяли под стражу и пытали. Когда стало известно, что его «вонючее» снадобье нужно наносить на обнажённое тело, то разбираться больше не стали, а лекаря казнили.

Но, как известно, чёрная полоса не может длиться вечно. И, даже, смрадная клешня инквизиции не могла надолго остановить прогресс.

Рост населения, примитивная переработка добытых ресурсов, активная торговля между городами и как ни странно Крестовые походы – всё это способствовало тому, что уровень жизни в средневековой Европе постепенно рос. Прорывом в вопросе санитарии и гигиены стали, уже упоминавшиеся Крестовые походы. Возвращавшиеся с трофеями рыцари, помимо награбленных богатств везли с собой привычки, подсмотренные на Востоке, а также предметы для небольших телесных радостей.

В числе таких радостей, помимо бумажных салфеток и бумажных полотенец было и жидкое мыло. Чистота и роскошь возвращались в Европу.