Tork
Vileda Professional
Ecolab
Saraya
Ksitex
Jofel
Veiro Professional
Dolphin

Жидкое мыло в средние века

В древнем мире», была утрачена, традиции и, что особенно важно, технологии мыловарения забыты. Жидкое мыло пропало из употребления жителей средневековой Европы на несколько «тёмных веков».

Элементарной чистоплотностью брезговали даже королевские особы, чего уж говорить о простых горожанах. Это кажется невероятным, но известно, что самодержица испанская Изабелла Кастильская, даже не подозревала о том, что многими веками ранее, задолго до её царствования, даже простые римские граждане использовали, как средства личной гигиены, и в косметических целях – жидкое мыло и бумажные полотенца. Сама королева хвасталась, что за всю жизнь «её тело принимало омовения всего два раза – в день, когда она была рождена и в день бракосочетания». Как результат – многие средневековые монархи гибли от элементарной вшивости. А вот рьяные церковные фанатики, отказывались мыться из религиозных убеждений. Их тела были покрыты язвами и гнойниками. Известно о герцоге Норфолке, слуги которого не в силах терпеть смрад, исходивший от хозяина, выбрали удобный случай, когда Норфолк напьётся вдрызг, и кое-как отмыли хозяина.

'Дама с горностаем', Леонардо да ВинчиО вопиющей нечистоплотности знати говорят и аксессуары, и предметы интерьера, использовавшиеся в то время. Так, например, горностаи, которых изображали средневековые художники на руках знатных дам, служили ничем иным, как ловушками для блох, в огромных количествах плодившихся в волосах и несвежей одежде средневековых чаровниц. Вспомним картину Леонардо да Винчи, "Дама с горностаем" (1488 г.)

Обычной дворцовой забавой была казнь пойманных насекомых. Местом казни служили изящные фарфоровые тарелочки, щедро расставленные в королевских покоях.

На миг вернёмся в наше время и представим, в какой дикий восторг могли бы привести средневековую знать электроловушки для насекомых.

Но как уже говорилось «чёрная полоса не может длиться вечно». И уже упоминавшиеся крестовые походы стали, в некотором смысле, «культурным» толчком к развитию всей Европы. Последние войны «за гроб Господень» уже не были такими успешными для европейских завоевателей как самые первые кровавые компании.

Европа и мусульманский мир устали от бесконечных военных действий и вот в 1270 году султан Бейбарс предложил христианам перемирие на 10 лет и 10 дней. Завершился последний большой завоевательный поход на Восток. Не вдаваясь в подробности об ужасах принесённых войнами «за тело Господне», нужно сказать, что крестовые походы имели значительные последствия, в том числе, и благотворные для Европы. Они способствовали ослаблению влияния средневекового церковного мракобесия и приходу нового времени.

Возвращающиеся из Святой земли рыцари, познакомились с культурой Востока, с богатствами этой земли. Обычаи и религия мусульман стала понятнее и не казалась уже религией дикарей. Дикие язычники, зачастую, в культурном развитии, показывали себя, выше, и цивилизованнее самих рыцарей креста. Например, в плане интересующих нас средств гигиены и в плане того, как на Востоке использовались средства для ухода за текстильными покрытиями, можно говорить, что восточные народы ушли в этом вопросе на несколько веков вперёд.

Подытоживая, скажем, что в культурном плане крестовые походы оказались важным механизмом, работавшим на обогащение культурных традиций, как Запада, так и Востока.

Как уже говорилось, возвращавшиеся с Востока рыцари везли в Европу обычаи и привычки заимствованные у мусульманских народов. А восточные вельможи были весьма чистоплотны, – они регулярно принимали ароматные ванны, используя в гигиенических и косметических целях жидкое мыло изготавливаемое придворными парфюмерами, а также различные благоухающие снадобья для придания телу различных, в основном фруктовых и цветочных, ароматов. В гигиенических целях также использовалась особым образом переработанная целлюлоза, которая становилась очень похожей на бумажные полотенца, в том виде, каком мы используем их сегодня.

И вот на рубеже XIII-XIV производство мыла вернулось в Европу. Его начали изготавливать в Англии и Франции, но не массово, а сначала очень небольшими партиями и для особо знатных семей. А так как европейская традиция была порядком забыта, а привнесённые с Востока рецепты только осваивались, то и занимались мыловарением в основном аптекари. Поначалу эта процедура была окутана жуткой тайной, так как влияние церковников было ещё слишком велико. Но постепенно привычка следить за собой, иметь здоровую и чистую кожу – стала нормой у европейской знати.

Со временем по всей средневековой Европе были построены собственные первые фабрики-мыловарни.

До наступления эпохи Ренессанса оставалось ещё примерно столетие, но Европа уже не была такой как прежде. Можно сказать, что это был переходный период – новое время. Стремительно росли города-республики, небывалыми ранее темпами развивались торговые отношения, что содействовало обогащению и усилению городского класса и в городах всё более значимым становилось влияние сословий. Ростовщики, мастеровые ремёсел, да и простые торговцы – они не принимали участия в феодальных отношениях. Это была новая прослойка общества – новые горожане. Всем им была чужда церковная система ценностей, созданная средневековой христианской культурой, и её монашеским покорным духом.

Культура стала носить всё более светский характер, становилась антропоцентричной, что проявлялось в усиливающимся интересе к самому человеку, как вершине божественного промысла. Возродился интерес к античной культуре. Как норма воспринималась натуралистичность и естественность.

Как следствие – в это время получило второе рождение всё то, что связано с гигиеной и чистотой, в частности чистотой человеческого тела.

Использование мыла, в том числе и жидкого мыла снова вошло в норму. Вообще, само человеческое тело стало предметом изучения и восхищения, доказательством тому – великие полотна Боттичелли, Микеланджело, Рафаэля. В Европу пришёл Ренессанс.